Писатель Эрнест Хемингуэй родился в 1899 году, и по существу он был ровесником двадцатого века. Мир, для поколения Хэмингуэя, которое называли "потерянным поколением", предстал перед молодыми людьми жестоким и лишенным смысла. Это поколение прошло через кровавую жатву Первой мировой войны. На итало-австрийском фронте восемнадцатилетний Эрнест получает тяжелейшее ранение. В последствии Хемингуэй охарактеризовал эту войну плохо организованной кровавой бойней, какая только могла быть на земле.
Но война не принесла очищения. В послевоенное время начинающий писатель Эрнест Хемингуэй обосновался в Европе. В Италии царил фашизм, в Германии, для предстоящего прихода Адольфа Гитлера, унавоживала почву реакционная военщина...
Чем было заняться потерянному поколению, которая унаследовала иллюзии девятнадцатого века? Выход нашелся в разврате и пьянстве, поисках острых ощущений. Самоубийства стали обычным делом. Мир, казалось лишился идеалов и ценностей...
Вот поэтому в период первого десятилетия творчества Хемингуэя, его произведения были пронизаны ощущением трагедии. Поиск внутренней гармонии, безуспешная погоня человека за своим счастьем, одиночество среди толпы людей, обреченность на поражение попыток человека найти нравственный идеал и отыскать духовные ценности. В рассказе "Индейский поселок" мальчик Адамс сразу сталкивается с рождением и смертью посреди безмятежной природы. Апогей бессмысленности и безысходности жизни ощущается в рассказе "Там, где чисто, светло".
В своем первом романе "Фиеста" за весельем героев, их бездумного отношения к жизни, очень явно проглядывается опустошенная войной трагедия поколения, навсегда утратившая духовные идеалы и гонимые по взбаламученной Европе как осенние листья...Хемингуэй пишет трагически, но в произведениях его герои пытаются найти хоть какую-нибудь соломинку, какой-нибудь якорь. Он считает, что если уж так получилось, что человек в жизни обречен на смерть, на поражение, единственный выход для него быть мужественным, не поддаться обстоятельствам, даже самым страшным, и главное - это сохранить человеческое достоинство. Герой Джейк Барнс, в романе "Фиеста", обделенный в жизни из-за полученного ранения на войне и вследствие этого невозможности физически любить женщину, не становится ненавистником человечества, не думает о самоубийстве, не спивается, а находит в себе силы, чтобы дальше жить. Выжить ему помогла природа, которая стала для Джейка источником радости и смогла залечить его душевные раны.
В повести писателя "Старик и море", рыбак Сантьяго наоборот не ищет спасения и милости природы. Он ей принадлежит. Он - часть природы. Он прожил с ней в единении очень долго. Гармонично сочетается в Сантьяго гордость и смирение. Борьба рыбака с рыбой заканчивается победой рыбака. Но акулы крадут его улов. Сантьяго не сдается, изо всех сил он сражается с акулами. И главные слова, произнесенные Сантьяго, в которых весь смысл повести: "Не для того создан человек, чтоб терпеть поражение. И хоть человека и можно уничтожить, но победить его нельзя".
Наверное в этих словах и заключается пафос творчества Эрнеста Хемингуэя.