Афанасий Афанасьевич Фет - лирик русской природы
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) - русский поэт. Считал красоту единственной целью художника. Многие из его произведений положены на музыку. Основной темой его стихотворений является любовь и природа. Предмет стихотворений Фета - душевный мир человека. Его лирическое волнение предает смысл природным явлениям, вдыхает им жизнь и оживляет лирическими эмоциями. В своих любовных стихах, Фет акцентирует внимание на душевные переживания и на первые проблески начинающей любовной привязанности.
В его стихах невозможно найти детально проработанных психологических портретов или индивидуальных характеристик. Ничего этого нет. Фет смог обогатить кладезь русской поэзии умением точно и взволнованно передать чувства и зыбкие ощущения, которым невозможно дать ни названия, ни имени, но они реально живут в душе и сердце человека и окрашивают его эмоциональный мир. Фет, в своих стихах разнообразил интонацию, подчеркнул в словах их звуковую окраску, а также обогатил строфическую и ритмическую организацию стиха. Мимолетные и смутные состояния души Фет выразил в своих стихах с исключительной непосредственностью, искренностью и живостью. В стихотворениях последних лет уже заметны философичность и трагические мотивы. Выражая внутренний мир человека, Фет тем самым обогатил русскую поэзию, расширив сферу действительности, которая стала доступна для художественного отражения и познания. Подлинными шедеврами любовных лирических стихотворений Афанасия Фета можно считать такие: "Старые письма", "Ты отстрадала, я ещё страдаю", "Неотразимый образ", "Долго снились мне вопли рыданий твоих".
Тематически, лирика Фета бедна: женская любовь и природная красота - вот и все темы в его произведениях. Но даже в этих пределах Фет достигает огромной мощи:
Природная лирика стихотворений Фета - гениальна: "Шепот. Робкое дыханье", "Я пришел к тебе с приветом", "Это утро, радость эта..." и многие другие лирические миниатюры совсем непохожи друг на друга, они разнообразны и являют собой неповторимые шедевры.
Если у Пушкина любовь - это проявление высокой полноты жизни, то у Фета-любовь-это единственное содержание бытия человека: "Люби меня! Как только твой покорный...", "Еще люблю, еще томлюсь". Любовное свидание в стихе "Я тебе ничего не скажу", в окружении природы открывается молчанием. Несмотря на это, в этом стихотворением уделом героя остается "молча твердить" слова признаний в любви. Разнообразны и не похожи друг на друга стихи Фета о природе. Но у них у всех есть общее: в них Фет утверждает и отождествляет единство жизни души человеческой и единство жизни природы "Жду я тревогой объят". Герой, в этом стихотворении еще не услышал шорох шагов своей возлюбленной, еще не увидел ее, но вдруг почувствовал запах весны-так природы возвестила и возликовала от появления его возлюбленной.
Во многом биографии Тютчева и Фета сходны - они оба пережили смерть любимых женщин, и тоска по ним дает им темы для создания прекрасных стихотворений о любви: "Нет, я не изменил. До старости глубокой..."
Искусство Фета подчиняет человека волшебной силой и ведет его сквозь невзгоды жизни: "Певице". Назначением каждого поэта является воплощение невоплощенного, соединение звеньями частей мира и частиц человеческих душ: "Одним толчком согнать ладью живую... "
В его стихах невозможно найти детально проработанных психологических портретов или индивидуальных характеристик. Ничего этого нет. Фет смог обогатить кладезь русской поэзии умением точно и взволнованно передать чувства и зыбкие ощущения, которым невозможно дать ни названия, ни имени, но они реально живут в душе и сердце человека и окрашивают его эмоциональный мир. Фет, в своих стихах разнообразил интонацию, подчеркнул в словах их звуковую окраску, а также обогатил строфическую и ритмическую организацию стиха. Мимолетные и смутные состояния души Фет выразил в своих стихах с исключительной непосредственностью, искренностью и живостью. В стихотворениях последних лет уже заметны философичность и трагические мотивы. Выражая внутренний мир человека, Фет тем самым обогатил русскую поэзию, расширив сферу действительности, которая стала доступна для художественного отражения и познания. Подлинными шедеврами любовных лирических стихотворений Афанасия Фета можно считать такие: "Старые письма", "Ты отстрадала, я ещё страдаю", "Неотразимый образ", "Долго снились мне вопли рыданий твоих".
Тематически, лирика Фета бедна: женская любовь и природная красота - вот и все темы в его произведениях. Но даже в этих пределах Фет достигает огромной мощи:
"Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих
кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор".
кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор".
Природная лирика стихотворений Фета - гениальна: "Шепот. Робкое дыханье", "Я пришел к тебе с приветом", "Это утро, радость эта..." и многие другие лирические миниатюры совсем непохожи друг на друга, они разнообразны и являют собой неповторимые шедевры.
Если у Пушкина любовь - это проявление высокой полноты жизни, то у Фета-любовь-это единственное содержание бытия человека: "Люби меня! Как только твой покорный...", "Еще люблю, еще томлюсь". Любовное свидание в стихе "Я тебе ничего не скажу", в окружении природы открывается молчанием. Несмотря на это, в этом стихотворением уделом героя остается "молча твердить" слова признаний в любви. Разнообразны и не похожи друг на друга стихи Фета о природе. Но у них у всех есть общее: в них Фет утверждает и отождествляет единство жизни души человеческой и единство жизни природы "Жду я тревогой объят". Герой, в этом стихотворении еще не услышал шорох шагов своей возлюбленной, еще не увидел ее, но вдруг почувствовал запах весны-так природы возвестила и возликовала от появления его возлюбленной.
Во многом биографии Тютчева и Фета сходны - они оба пережили смерть любимых женщин, и тоска по ним дает им темы для создания прекрасных стихотворений о любви: "Нет, я не изменил. До старости глубокой..."
Искусство Фета подчиняет человека волшебной силой и ведет его сквозь невзгоды жизни: "Певице". Назначением каждого поэта является воплощение невоплощенного, соединение звеньями частей мира и частиц человеческих душ: "Одним толчком согнать ладью живую... "