Анна Андреевна Ахматова - поэтесса с магическим даром
"Вы так вели по бездорожью,
Как в мрак падучая звезда.
Вы были горечью и ложью,
А утешеньем - никогда."
К стихам
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)-русская поэтесса. Первая жена поэта Николая Гумилёва. На рубеже столетий, в эпоху двух мировых войн, накануне революции, в России возникает, может быть, самая значимая в мировой литературе "женская" поэзия-произведения Анны Ахматовой.
Стихотворения периода первых книг Ахматовой была почти исключительно любовной лирикой. Тема любви в ее стихотворениях более значима и более глубока, чем традиционные представления. Ее лирическая душа не подавлена и покорна, а мятежна и независима. Даже в страданиях отражается тень внутреннего благородства. В стихотворении "Эта встреча никем не воспета" есть такие строки:
Лирика Анны Ахматовой - это важная и неотъемлимая часть нашей русской национальной культуры. Она одна из живых, не утрачивающих своей свежести ветвей на древе русской поэзии.
У Ахматовой любовные стихотворения приводит к воспоминаниям о Тютчеве. Тютчевское бурное столконовение страстей, "поединок роковой"-это все воскрешается у Ахматовой. Сходство усиливается больше, если вспомнить, что она импровизатор, как и Тютчев, в своем стихе и чувстве. Ахматова много раз говорит о том, что ей не представляется возможным писать по подготовленному заранее плану и ей временами кажется что за ее плечами стоит Муза..
В интимной лирике Анны Ахматовой есть одна неповторимая черта - устами Ахматовой говорит женщина, которая превратилась в лирического героя из объекта поэтического чувства. Ко всему, интимная лирика вбирает черты гражданской поэзии. В годы, когда проходила Первая мировая война наиболее популярным было стихотворение "Утешение".
Стихотворение Ахматовой "Мне голос был, он звал утешно" - в годы революции было одним из яркий ее произведений. В нем страстно и понятно звучит голос интеллигенции, которая ошибалась, колебалась, ходила по мукам, искала, но не находила, но в конце концов сделала выбор: осталась вместе с народом и со своей страной. На послереволюционную разруху и голод приходится второй период творчества Ахматовой. В стихотворении "Все расхищено, предано, продано", поэтесса благословляет новую и вечную мудрость жизни. Тридцатые драматичные годы были наполнены ощущением приближающейся войны-новой трагедии. На фоне страшной войны и личных потрясений поэтесса обратилась к фольклорным источникам плача народа и библейских мотивов. Так состоялся бурный всплеск творчества Ахматовой, который вылился в разоблачение двух самых больших трагедий-войны и преступления власти против своего народа. К этому периоду относятся стихотворения: "Вражье знамя...", "Клятва", "Мужество" и др. Через творчество Ахматовой проходит тема молитвы. В своих ранних произведениях поэтесса просит Бога о даровании вдохновения и любви: "У самого моря", "Я так молилась" и др. В годы Первой мировой войны в стихотворении "Молитва" у Ахматовой возникает молитва за всю Россию. А в стихотворении "И вот одна осталась я" возникает мотив поминальной молитвы. Стихотворение "Причитание" можно отнести к жанру молитвы-плача. Уже ближе к концу своей жизни, когда Ахматова обрела внутренний покой, она восприняла крест и молитву как источник для человеческой жизни:
Стихотворения периода первых книг Ахматовой была почти исключительно любовной лирикой. Тема любви в ее стихотворениях более значима и более глубока, чем традиционные представления. Ее лирическая душа не подавлена и покорна, а мятежна и независима. Даже в страданиях отражается тень внутреннего благородства. В стихотворении "Эта встреча никем не воспета" есть такие строки:
"Ты, росой окропляющий травы
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы
Для великой земной любви."
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы
Для великой земной любви."
Лирика Анны Ахматовой - это важная и неотъемлимая часть нашей русской национальной культуры. Она одна из живых, не утрачивающих своей свежести ветвей на древе русской поэзии.
У Ахматовой любовные стихотворения приводит к воспоминаниям о Тютчеве. Тютчевское бурное столконовение страстей, "поединок роковой"-это все воскрешается у Ахматовой. Сходство усиливается больше, если вспомнить, что она импровизатор, как и Тютчев, в своем стихе и чувстве. Ахматова много раз говорит о том, что ей не представляется возможным писать по подготовленному заранее плану и ей временами кажется что за ее плечами стоит Муза..
В интимной лирике Анны Ахматовой есть одна неповторимая черта - устами Ахматовой говорит женщина, которая превратилась в лирического героя из объекта поэтического чувства. Ко всему, интимная лирика вбирает черты гражданской поэзии. В годы, когда проходила Первая мировая война наиболее популярным было стихотворение "Утешение".
Стихотворение Ахматовой "Мне голос был, он звал утешно" - в годы революции было одним из яркий ее произведений. В нем страстно и понятно звучит голос интеллигенции, которая ошибалась, колебалась, ходила по мукам, искала, но не находила, но в конце концов сделала выбор: осталась вместе с народом и со своей страной. На послереволюционную разруху и голод приходится второй период творчества Ахматовой. В стихотворении "Все расхищено, предано, продано", поэтесса благословляет новую и вечную мудрость жизни. Тридцатые драматичные годы были наполнены ощущением приближающейся войны-новой трагедии. На фоне страшной войны и личных потрясений поэтесса обратилась к фольклорным источникам плача народа и библейских мотивов. Так состоялся бурный всплеск творчества Ахматовой, который вылился в разоблачение двух самых больших трагедий-войны и преступления власти против своего народа. К этому периоду относятся стихотворения: "Вражье знамя...", "Клятва", "Мужество" и др. Через творчество Ахматовой проходит тема молитвы. В своих ранних произведениях поэтесса просит Бога о даровании вдохновения и любви: "У самого моря", "Я так молилась" и др. В годы Первой мировой войны в стихотворении "Молитва" у Ахматовой возникает молитва за всю Россию. А в стихотворении "И вот одна осталась я" возникает мотив поминальной молитвы. Стихотворение "Причитание" можно отнести к жанру молитвы-плача. Уже ближе к концу своей жизни, когда Ахматова обрела внутренний покой, она восприняла крест и молитву как источник для человеческой жизни:
"В каждом древе распятый Господь
В каждом колосе Тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть."
В каждом колосе Тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть."