Николай Алексеевич Некрасов - певец народной доли
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)-виднейший русский поэт. В его лирике воедино слились два понятия: родина и народ. Некрасов с ранних лет видел крестьянскую жизнь, их горести и радости, их редкие праздники и тяжелый труд. Поэт уже тогда полюбил свою родину и свой народ. Гениальный философ и литературный критик Виссарион Белинский очень высоко оценил его стихотворенияВ дороге" и другие за срывание Некрасовым в этих стихотворениях романтического флера с усадебной и деревенской действительности.
В понимании Некрасова существовали две России: Россия чиновников, равнодушных к народу, помещиков и бездарных правителей, и Россия простонародная. Поэт ненавидел первую Россию, а вторую возлюбил всем сердцем своим. Некрасов возненавидел крепостное право, а также крепостников, своенравных и жестоких как его отец. Живя у отца, он был невольным свидетелем мучений крепостных крестьян-физических и нравственных. Когда он видел эти мучения безмолвных и бесправных рабов, уже тогда в детстве будущий поэт научился терпению при виде мученических страданий крепостного народа и ненависти к тем, кто эти мучения причинял. В его стихотворении "Элегия", Некрасов писал: "Я лиру посвятил народу своему.." Главной темой своего творчества он определил "страдания народа". Свой первый сборник стихотворений под названием "Мечты и звуки" Некрасов издал в 21 год. Перед его выпуском Некрасов показал свой сборник поэту Василию Жуковскому. Прочитав их, Жуковский посоветовал ему печататься под псевдонимом. "Мечты и звуки. Стихотворения Н.Н.",-именно под таким псевдонимом вышел первый сборник стихов Некрасова. Ни один сборник не был куплен, зато появились критические, отрицательные отзывы о его стихах. И тогда поэт сам выкупил практически весь свой тираж и уничтожил. Первый неудачный дебют в литературе Некрасова не сломил. Он продолжал писать стихи, сказки, фельетоны, статьи, пьесы. За эти труды платили крайне мало, и в течении пяти лет поэт испытывал крайнюю нужду.
Отношение к беднейшим слоям общества, к условиям их жизни, Некрасов выразил в поэме "Говорун". В этот период, он написал такие антикрепостнические
стихотворения: "Тройка", "Перед дождем", "Дедушка Мазай и зайцы", и другие.
Некрасов написал лирический цикл, посвященный Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой он был связан долгим и сильным чувством более шестнадцати лет:
"Кто скажет мне?.. Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!"
Мою ревнивую печаль
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!"
"Когда из мрака заблужденья", "Три элегии", "Я не люблю иронии твоей" и другие относятся к так называемому панаевскому циклу лирических стихотворений, который тесным образом перекликается с денисьевским циклом поэта Федора Тютчева. Некрасовскую лирику принято сравнивать с лирикой Пушкина. Но у Пушкина героини его лирики лишены конкретных черт, так как они идеальны, а у Некрасова героиня лирики существует рядом с героем его стихов, предстает как "живой образ". "Я посетил твое кладбище"-это стихотворение тоже относится к панаевскому циклу, но в нем описана отнюдь не смерть героини, а разлука. Разлука выразилась поэтом в стихотворении "Письма". Спустя 22 года, когда Некрасов был смертельно болен, название этого стихотворения он переделал в "Горящие письма".
В лирике Некрасова тесно переплетены между собой счастье и радость, любовь и страдание, а также отчаяние, слезы и ревность. Эти формы чувств не чужды любому человеку и понятны будут во все времена.